Спрашивать или пытаться понять причины поведения людей — занятие достаточно бесперспективное. Психологическая инженерия бизнеса требует наблюдения за реальным поведением.
Например, мы решили победить ТНТ и запустили комедийный подкаст. Надо продвигать. Где наши клиенты?
Распространенная логика рассуждений: продукт о юморе — значит, ищем людей, которые посещают смешные паблики в ВКонтакте. Наша аудитория там действительно есть. Только пресыщенная аналогичными предложениями.
Эрик Нузим приводит данные Nielsen: наиболее популярный продукт, который приобретают слушатели комедийных подкастов, — детское питание. На втором месте чай. Они покупают их на 14 и 12% больше среднестатистического американца.
Потому что основная часть слушателей комедийных подкастов вовсе не фанаты юмора, мечтающие урвать билетик на шоу Камеди Клаб. А люди, вынужденные сидеть дома, где им скучно и хочется развлечься. И, кстати, занятые детьми, они могут именно слушать, а не читать, так что наши спасенные из ВК-аудитории окажутся не столь уж полезными.
Аналогично слушатели передач о спорте и здоровье — лидеры по покупкам витаминов. Только на втором месте не спаржа. А алкоголь, который они приобретают на 2,3 млрд долл. ежегодно, значительно чаще обычного американского домохозяйства. Так как наши желания вести здоровый образ жизни вовсе не обязательно отражают реальное поведение.