За последние два десятилетия компания Boeing использовала ТРИЗ для:
- Усовершенствования конструкции, например чтобы найти достаточную мощность для удовлетворения требований по скорости разгрузки топлива для цистерны KC-767.
- Разработки изобретений, в том числе зажимных механизмов для салонов самолетов.
- Создания стратегии прогнозирования технологий.
- Устранения противоречий, ведущих к компромиссным решениям.
В 2019-м году инженеры Boeing столкнулись с проблемой – в самолётах пропадал GPS, при этом разобраться в причинах и устранить их сразу не получилось.
Вот как описывается решение проблемы в официальном журнале компании Boeing:
“В примере с GPS наша команда определила ключевые особенности сбоя системы и организовала их в виде «рыбьей кости» (диаграмма Исикавы – примечание переводчика). Однако после почти года анализа первопричин и лабораторных испытаний, причина периодического отказа оставалась неясной.
Мы решили провести двухчасовой семинар по ТРИЗ. Роли на семинаре включали фасилитатора ТРИЗ, специалиста по ТРИЗ, эксперта по ТРИЗ и участников семинара, обладающих техническими знаниями в проблемной области. Во время семинара был проработан инструмент ТРИЗ-анализа под названием “Инструмент-Объект-Продукт”. В этом анализе создается модель ситуации, когда инструмент воздействует на объект через поле. Изделие является результатом воздействия инструмента на объект.
Задача этого семинара заключалась в выявлении причины
Участники семинара завершили некоторую предварительную формулировку проблемы, а затем следовали пошаговому процессу, чтобы создать то, чего мы пытались в конечном итоге избежать, как если бы это был «желаемый» продукт. Желательным продуктом в этом исследовании было отключение GPS.
Ключевой задачей было определение требований, которым должны соответствовать поля, чтобы получить ранее нежелательный продукт. В процессе семинара стало ясно, что существует требование отношения сигнал/шум, чтобы шум мог вызвать отключение GPS. Хотя ретроспективно это кажется очевидным, комбинация слабого сигнала GPS с сигналом помех как причина отказа GPS не рассматривалась до семинара по ТРИЗ. Слабость комбинаторной причинности – известный недостаток диаграмм «рыбья кость».
Затем группа разработала и координировала лабораторный тест для проверки гипотезы. Подход заключался в том, чтобы разместить антенну GPS в помещении, защищенном от электромагнитного излучения. Сигнал вводился с использованием имитатора GPS, чтобы можно было изменять его интенсивность. При различных уровнях интенсивности сигнала GPS, вводились помехи, чтобы определить восприимчивость антенны GPS к помехам. Помехи обнаруживались благодаря потере сигнала GPS на многорежимном приемнике, расположенном за пределами щитовой.
Результаты лабораторных испытаний показали, что сигнал помех достаточной мощности в сочетании со слабым сигналом GPS действительно вызывает отключение GPS. Команда использовала эту информацию, чтобы дать рекомендации о том, как использовать уже имеющиеся новые конструкции для решения проблемы пропадания GPS.
Мы не сразу приступили к поиску решения
ТРИЗ подтолкнула нас взглянуть на проблему под другим углом. И решение было найдено путем создания модели проблемы”